Американский «Дрозд» советскому «Ворону» не товарищ

Ровно пятьдесят лет тому назад, в ноябре 1969 года, произошел в чём-то анекдотичный случай: под Байконуром приземлился новейший на тот момент американский беспилотный летательный аппарат Lockheed D-21B. Внешне новый разведчик был похож на уменьшенный вариант знаменитого стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), предшественник которого и был его самолетом-носителем. Знакомство с новинкой американского военно-промышленного комплекса привело к началу работ по созданию аналогичного летательного аппарата. В КБ Туполева началась работа над советским ответом – разведывательным беспилотником «Ворон», носителем которого в перспективе должен был стать стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160.

Американский «Дрозд» советскому «Ворону» не товарищ
Lockheed D-21

Как Lockheed D-21B оказался около Байконура

В руки советских военных и инженеров новинка американского ВПК попала после первого же своего полета, а всего по программе было выполнено 17 пусков, из них только 4 полноценных боевых вылета, все они проходили над территорией Китая. Стоит отметить, что к идее использования стратегических разведывательных беспилотников американцы пришли под давлением обстоятельств. Отправной точкой стало сбитие в небе над Свердловской областью 1 мая 1960 года американского самолета-разведчика U-2 с летчиком Френсисом Гэри Пауэрсом на борту. Данный инцидент привел к тому, что ЦРУ запретило проведение пилотируемых разведывательных полетов над территорией Советского Союза. При этом потребность в получении разведывательной информации никуда не делась, и главное американское разведывательное ведомство инициировало работы по созданию специальных беспилотников.

Первый полет нового разведывательного беспилотного летательного аппарата, получившего обозначение Lockheed D-21, состоялся уже 22 декабря 1964 года. Беспилотник, получивший прямоточный ракетный двигатель, отличался замечательными летными характеристиками. Аппарат мог разгоняться до скорости более 3,6 Маха на высоте примерно 30 километров, а дальность полета разведывательного беспилотника составляла более двух тысяч километров. Для запуска первых беспилотников использовалась специально адаптированная для этих целей версия разведывательного самолета Lockheed A-12 – М21. В дальнейшем именно доработанный вариант этого самолета, который стал длиннее и тяжелее своего предшественника Lockheed A-12, станет гораздо более известным «Черным дроздом».

Симбиоз самолета разведчика Lockheed A-12 (М21) и беспилотника D-21А прервала катастрофа во время очередного запуска, который произошел в июле 1966 года. После этой катастрофы был разработан новый вариант беспилотника Lockheed D-21B, адаптированный на запуск с бомбардировщика В-52Н. При этом стратегический бомбардировщик мог нести сразу два разведывательных беспилотника. Несмотря на то, что испытательные полеты сопровождались различными происшествиями, в том числе отказом автопилота, разведывательные беспилотники вместе с самолетами-носителями В-52Н поступили на вооружение специальной 4200-й испытательной эскадрильи, специализацией которой было совершение разведывательных полетов над китайской территорией.

Американский «Дрозд» советскому «Ворону» не товарищ
Беспилотник Lockheed D-21 на самолете-носителе Lockheed M-21

Как и американские самолеты-разведчики, новый беспилотник совершал полеты на огромной высоте и сверхзвуковой скорости, решая те же шпионские задачи. Но, в отличие от самолетов, после завершения миссии беспилотник Lockheed D-21 не совершал посадку, а сбрасывал контейнер с отснятой в полете пленкой, после чего самоуничтожался. Новый разведывательный беспилотник изначально проектировался одноразовым, что, по мнению разработчиков, должно было минимизировать его вес и стоимость. Сама конструкция БПЛА была выполнена главным образом из титана с использованием высокопрочных сталей, а ряд элементов производился из появляющихся радиопоглощающих композитных материалов. Выигрышными чертами разведывательного беспилотника были меньшие размеры по сравнению с самолетами и чистая аэродинамическая форма. Как и его старший товарищ Lockheed SR-71 Blackbird, новый беспилотник покрывался специальной краской черного цвета на ферритовой основе, которая способствовала рассеиванию тепла с поверхности корпуса, а также снижала радиолокационную заметность летательного аппарата.

Первый по-настоящему боевой полет разведывательный беспилотник Lockheed D-21B совершил в ноябре 1969 года. Первый же вылет обернулся настоящим конфузом. После того как беспилотник закончил съему китайских ядерных объектов, расположенных в районе озера Лоб-Нор (здесь находился ядерный полигон), аппарат продолжил полет в сторону СССР, хотя по заданию должен был лечь на обратный курс. Полет разведчика продолжался до полной выработки топлива и закончился в нескольких сотнях километров от полигона Тюра-Там (Байконур) на территории Казахстана. Американцы предположили, что их разведывательный аппарат не прибыл в заданный район для сброса контейнера с отснятой пленкой по причине сбоя в программном обеспечении аппарата и его навигационной системы и, по всей видимости, были правы.

Советский ответ в лице беспилотника «Ворон»

На советских военных и инженеров новый американский разведывательный аппарат, который попал в их руки по счастливому стечению обстоятельств, произвел впечатление. Созданная комиссия высоко оценила летные возможности беспилотника, что стало основанием для инициирования работ по созданию аналогичного аппарата уже советского производства. Разработчиком советского беспилотного разведчика стало КБ Туполева, разрабатываемый его конструкторами БПЛА «Ворон» должны были запускать с борта модифицированных стратегических бомбардировщиков Ту-95, а в перспективе со сверхзвукового Ту-160. Основной целью конструкторов на первом этапе работ было создание летательного аппарата, аналогичного захваченному, но с использованием отечественных конструкционных материалов, авионики и двигателей.

Американский «Дрозд» советскому «Ворону» не товарищ

Советских конструкторов заинтересовали высокие летно-технические характеристики, оказавшегося в их руках американского беспилотника. Во многом это были предварительные оценки, согласно которым максимальная высота полета составляла примерно 25 километров, скорость до 3600 км/ч. Интерес представляла и аэродинамическая схема Lockheed D-21B, беспилотник был выполнен по схеме «бесхвостка» с тонким треугольным крылом большой стреловидности. Оценили конструкторы и высокие аэродинамические качества, и компоновочное совершенство модели.

Как и заокеанский образец, советский «Ворон» проектировался как специализированный разведывательный аппарат, способный совершать высотные полеты на большие дистанции. Заниматься сбором разведывательных данных «Ворон» должен был после запуска с самолета-носителя, на начальном этапе проектирования предусматривалась также возможность пуска беспилотника с земли, но в дальнейшем эту идею признали нецелесообразной и малоперспективной из-за больших размеров и небольшой маневренности стартового комплекса. После завершения разведывательной миссии советский беспилотник должен был сбросить контейнер с отснятым материалом над территорией дружественных Советскому Союзу стран. На беспилотнике планировалось установить мощный сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) РД-012. Его мощности хватало, чтобы аппарат развивал максимальную скорость до 3,3...3,6 Маха при полете на высоте 23-27 километров. При этом для выведения беспилотного разведывательного аппарата на расчетный режим работы СПРВД планировалось после запуска с носителя использовать подвесной пороховой разгонный ускоритель.

Согласно разрабатываемому проекту, беспилотник должен был войти вместе с самолетом-носителем в состав комплекса оперативной и стратегической воздушной разведки. В перспективе «Ворон» должен был использоваться в комплексе с другими средствами наземного и воздушного обеспечения. Разработка «Ворона» продолжалась на протяжении нескольких лет. Несмотря на то, что беспилотник не вышел из проектного статуса, данные работы имели большое значение для дальнейшего развития сверхзвуковой авиации и проектирования новых летательных аппаратов.

Американский «Дрозд» советскому «Ворону» не товарищ

Судьба двух проектов

На судьбу двух разведывательных аппаратов напрямую повлиял технический прогресс. Американский Lockheed D-21B совершил всего четыре разведывательных полета. Данная техника не выдерживала конкуренции с все более совершенными средствами космической разведки. При этом американский аппарат, несмотря на свою одноразовость, был достаточно дорогим в производстве, а само применение беспилотника для разведывательных миссий было признано малоудачным, чего стоил только первый полет, неожиданно закончившийся в казахских степях.

Советский проект помимо перечисленных выше обстоятельств стал жертвой отсутствия качественного фотооборудования. Уровень разведывательного оснащения, как считают некоторые специалисты, был основным фактором свертывания работ по «Ворону» уже в 1970-е годы. В стране в те годы не производилось специального разведывательного оборудования, которое обеспечило бы аппарату возможность всепогодной воздушной разведки при работе с очень больших высот. При этом, как уже отмечалось выше, проект не был бесполезным, так как наработанные технологии и решения использовались затем при проектировании новых советских сверхзвуковых самолетов, а также в работах по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов.

topwar.ru