Итоги работы Министерства обороны РФ в 2019 году

Мы много критикуем наше МО за недочеты в боевой подготовке и другие негативные явления, увы, пока существующие в нашей армии. Это не критиканство, а желание помочь увидеть то, что в силу самой организации вооруженных сил и структуры управления нашей армией не всегда видно из московских штабов и кабинетов министерства.

Итоги работы Министерства обороны РФ в 2019 году

Сегодня «ВО» будет не критиковать, а рассказывать о провалах и достижениях наших ВС в 2019 году. Короче говоря, будем подводить итоги деятельности. Тем более что разговор на эту тему ещё неделю назад завел сам министр обороны Сергей Шойгу, а вскоре, буквально через пару недель, мы узнаем и точку зрения президента и верховного главнокомандующего Владимира Путина по этому вопросу. Анонс совещания по вопросу обороны уже имеется.

Вооружение и боевая техника

Начнем с главного. С обеспечения армии военной техникой и вооружением.

Мы настолько привыкли, что в любой стране мира военное ведомство ежегодно «плачет» о недостатке средств и выпрашивает повышение финансирования, что то, что озвучивает наше министерство, покажется вам невероятным. В 2019 году правительство выделило МО РФ свыше 1,5 трлн. рублей! Причем более 70% этих средств было направлено на закупки современного вооружения и военной техники.

Согласитесь, сумма выглядит внушительно. Казалось бы, закупай и перевооружай. Убирай старое, малоэффективное в современных условиях вооружение и превращай полки и дивизии в полноценные боевые единицы. Но… В 2019 году в войска поступило всего чуть более 2300 единиц новых и модернизированных вооружений. А это… всего 47% выполнения плана! Меньше половины!

Таким образом, на конец года российская армия оснащена современным вооружением всего примерно на 68%. Проще говоря, треть частей и соединений не соответствуют современным требованиям. Критично это или нет?

Мы настолько привыкли к успехам наших военных в Сирии или на учениях (играх), что мало задумываемся об этом. А между тем, если вспомнить 1941 год, именно дивизии, прибывающие с востока страны, во многом определили успех обороны Москвы и Ленинграда. Помните, какие «сражения» были в штабах между командующими корпусами и армиями, чтобы заполучить именно эти дивизии?

Не умаляя достоинств солдат и офицеров этих дивизий в смысле смелости и самоотверженности, сила этих частей и соединений во многом была в том, что они имели хорошо обученный, экипированный и вооруженный личный состав. Вспомните недавний фильм «28 панфиловцев». Авторы достаточно точно описали именно эту особенность дивизии из Казахстана. Пары месяцев хватило, чтобы обучить бойцов из Алма-Аты и Фрунзе.

А что мы имеем сегодня? Тут сошлюсь на данные, которые озвучил заместитель директора института политического и военного анализа Александр Храмчихин в своей статье о состоянии обороны нашего Приморья. Полностью озвучивать вооружение 5-й армии (Уссурийск) я сегодня не буду. Из 8 бригад и полка, которые там находятся, покажу три. Тем более что сегодня они реформируются в дивизию. Одну!

«59‑я мотострелковая бригада дислоцирована в селе Сергеевка, 60‑я мотострелковая бригада – в пос. Камень‑Рыболов и Монастырище, 70‑я мотострелковая бригада – в с. Барабаш. Суммарно они имеют на вооружении 123 танка Т‑72Б, 240 БМП‑1 (да, до сих пор!), более 80 БТР‑80, около 200 МТЛБ, более 100 152‑мм САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста‑С», более 50 120‑мм минометов 2С12 «Сани», 54 122‑мм РСЗО БМ‑21 «Град», до 40 самоходных ПТРК «Конкурс» (тоже до сих пор), до 20 100‑мм ПТО МТ‑12, не менее 40 ЗРК «Тор‑М2У» и «Стрела‑10», до 20 ЗСУ‑23‑4 «Шилка» (опять же до сих пор). В настоящее время на базе этих трех бригад воссоздается 127‑я мотострелковая дивизия со штабом в Сергеевке. В частности, 59‑я мсбр преобразована в 394‑й мотострелковый полк этой дивизии. При этом на вооружении дивизии, по‑видимому, будут состоять танки Т‑80БВ (подняты с хранения), а не Т‑72».

Тем, кто разбирается в вооружении, понятно, что за такую дивизию командармы бы не дрались, как за дивизию генерал-майора Панфилова. Хотя, справедливости ради замечу, дивизия Панфилова была «свеженькая», сформированная в июле 1941 года.

Вернемся в настоящее, в день сегодняшний. Министр обороны Шойгу озвучил ещё одну цифру. Более радостную, но тоже не вызывающую желания зарядить салютную пушку. Ускорился темп закупок высокотехнологичного вооружения. Не глобально, но на 6,7%.

А о чем это говорит? Увы, но широко анонсированная и часто упоминаемая «программа импортозамещения» сегодня полноценно не работает. Не может наша промышленность восстановить собственные возможности в короткое время. Урок нами усвоен. Об этом прямо сказано на селекторном совещании МО 8 октября. Программа будет продолжаться даже в случае снятия санкций с России!

«Создание технологически независимой системы разработок и производства ВВТ будет продолжено даже в том случае, если произойдет отмена антироссийские санкций».

Военно-морской флот

Мы множество раз писали о том, что ВМФ России сегодня уступает флотам ведущих морских держав и не обеспечивает выполнение задач не только доминирования на море, но и должной обороноспособности приморских районов страны. Повторять причины такого состояния флота и посыпать голову пеплом не буду.

Прекрасно показывает состояние нашего флота некогда мощный Тихоокеанский флот. Что сегодня представляет собой Приморская флотилия ТОФ, по данным Храмчихина?

«Всего в составе Приморской флотилии ТОФ имеется 7 ПЛ пр. 877 (Б‑187 «Комсомольск‑на‑Амуре», Б‑190 «Краснокаменск», Б‑345 «Могоча», Б‑394 «Нурлат», Б‑464 «Усть‑Камчатск», Б‑445 «Николай Чудотворец», Б‑494 «Усть‑Большерецк»), ракетный крейсер «Варяг» пр. 1164, 3 эсминца пр. 956 («Бурный», «Быстрый», «Безбоязненный»), 4 БПК пр. 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников»), 4 МПК пр. 1124М (МПК‑17 «Усть‑Илимск», МПК‑64 «Метель», МПК‑221 «Приморский» и МПК‑222 «Кореец»), 1 ракетный катер пр. 1241Т (Р‑79) и 10 пр. 12411 (Р‑11, Р‑14, Р‑18, Р‑19, Р‑20, Р‑2 4, Р‑29, Р‑261, Р‑297, Р‑298), 3 базовых тральщика пр. 1265 (БТ‑100, БТ‑114, БТ‑232), БДК «Николай Вилков» пр. 1171, 3 БДК пр. 775 (БДК‑11 «Пересвет», БДК‑98 «Адмирал Невельской», БДК‑101 «Ослябя») и десантный катер «Иван Карцов» пр. 21820».

Это всё! Может такой флот противостоять даже японским ВМС? Даже с учетом 72‑й береговой ракетной бригады, развернутой в пос. Смоляниново, 155‑й бригады морской пехоты, дислоцированной во Владивостоке, и 7062‑й базы морской авиации (аэродром Николаевка, Находка) мы максимум можем не допустить десанта на наше побережье. Не больше.

Увы, порадовать моряков МО на сегодня не может. Полноценных боевых кораблей мы пока не строим. Акцент в 2019-м и на несколько (пока до 2027 года) последующих лет сделан на вспомогательный флот. Так, до 2027 года запланировано пополнение флота на 176 морских и рейдовых судов вспомогательного флота.

ВВС

Сколько копий было сломано в спорах о современных самолетах России! Сколько написано, показано, рассказано о пятом, шестом и прочих поколениях самолетов. Мы уже столько раз победили (проиграли) авиации США, что повторяться не хочется. Поэтому о ВВС коротко и по делу. О чем сказал министр.

Акцент в авиации делается на обновление парка военно-транспортной авиации. Это прежде всего тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А, испытания которого продолжаются. Также испытания проходит новый перспективный самолет-заправщик. Кстати, заводчане обещают закончить заводские и летные испытания уже в мае следующего года.

Активно ведется доработка легкого транспортного самолета Ил-112В. Именно этот самолет заменит Ан-24 и Ан-26. Правда, закончить доработку самолета в соответствии с требованиями МО в следующем году не планируется. Согласно плану, машина должна быть поставлена на вооружение в 2022 году.

Улучшение социально-бытовых условий жизни военнослужащих

Наверное, нет проблемы, которая была бы настолько неразрешима, как проблема жилья и социально-бытовых объектов. В любом гарнизоне, в любой воинской части есть недовольные именно по этим показателям люди. Квартир всегда не хватает. Это понимают все. И именно это есть наиболее заметный для обывателя вопрос. Пресса часто использует конкретные ситуации с жильем для создания негатива по отношению к армии.

Не менее остро стоит проблема с ремонтом зданий и сооружений для личного состава и боевой техники. Военная инфраструктура не вечна, особенно в условиях интенсивной эксплуатации. Появление новой техники и вооружения требует создания условий для их хранения, транспортировки и использования по назначению.

В 2019 году Министерство обороны получило на решение всех этих задач из бюджета 168 млрд. рублей. Много это или мало? Судя по тому, что проблемы остаются, мало. А вот нужно ли больше? Сможет ли МО освоить эти средства, вопрос сложный. Мы же посмотрим на то, что построено.

Итак, по данным министерства, к концу года будет сдано в эксплуатацию 3751 здание и сооружение. Из этого числа уже приняты 2338 зданий. Согласитесь, цифра впечатляет. Есть ещё одна цифра, которая впечатлит не меньше. В этом году наше оборонное ведомство предоставило жилье почти 85 000 семей военнослужащих! Внушительно?

Но надо учитывать один нюанс, о котором не принято говорить после озвучивания красивой цифры. На самом деле квартиры получили не 85 тысяч семей, а гораздо меньше. Подсчитано общее число семей военнослужащих, которые получили постоянную или служебную жилплощадь, а также те, кто получил выплату компенсации за наем или по программе накопительно-ипотечной системы.

МО экономит и зарабатывает

Мы привыкли к тому, что военное ведомство тратит. Это нормально. Завел боевую машину, нажал на спусковой крючок на стрельбище, пришел на обед или ужин, надел форму и прочее, что делает военнослужащий ежедневно, означает, что ты забрал у государства несколько сот рублей, а то и несколько десятков тысяч рублей.

Однако не секрет, что часто средства используются неэффективно. Причем речь идет не о солдатах и офицерах, которые почему-то «слишком много стреляют и водят боевые машины». Тут не бывает «слишком много». Бывает как раз наоборот. Речь идет о целевом использовании бюджетных средств при выполнении ГОЗа. Послушаем министра Шойгу:
«Ведется мониторинг и прием документации по раздельному учету итогов финансово-хозяйственной деятельности его исполнителей, что позволяет оценивать эффективность использования выделенного финансирования, отслеживать выполнение госконтрактов на всех стадиях производственного процесса, сравнивать фактическую себестоимость продукции с плановыми показателями, определять корректную цену продукции и контролировать выделение денежных средств».

Нам часто кажется, что такие мелочи, как контроль и обычный мониторинг затрат производителя не даст большой экономии. На самом деле эффект от такого контроля, хотя у производителей часто скулы сводит от злости на заказчика, огромен. Стоимость нашей боевой техники в разы ниже зарубежной. Поэтому и можем сохранять темпы перевооружения, даже уменьшая бюджет. В процентном отношении, естественно.

Но есть и ещё одна статья доходов Министерства обороны. Речь идет о списанной военной технике и вооружении. Даже непригодная к эксплуатации, разрушенная или уничтоженная в период боевых действий техника стоит денег. Это металл! И не дешевый металл.

Итак, в 2019 году МО передало на переработку около 1000 единиц автомобильной и специальной техники. А это, вдумайтесь, 83 000 тонн металла! Кроме этого, военные наконец стали продавать ненужное имущество, которое невозможно использовать в армии, но вполне годится для использования в гражданской жизни.

Дальше арифметика. 83 000 тонн металла, учитывая, естественно, не только черный, но и цветной и драгоценный металл, это около миллиарда рублей! Списанное имущество, реализованное по различным каналам, это ещё чуть больше 0,5 миллиарда. Итого более 1,5 млрд. рублей возвращено государству.

Цифр на селекторном совещании названо много. Проблем тоже. Понятно, что сегодня мы не можем похвастаться решением всех задач, которые необходимо срочно решить. В условиях, когда куда ни кинь, всюду клин, это достаточно сложно. Да и ошибок допущено достаточно.

Но армейский организм живет. Не выживает, а именно живет и развивается.

Перспективы

Кстати, судя по проекту бюджета на следующий год, изменения в армии будут продолжаться. Уже заговорили о повышении денежных выплат военнослужащим, о повышении окладов и надбавок. Планируется увеличение военного бюджета на 6,6%. В проекте Минфина, по сравнению с законодательно установленным объемом бюджетных ассигнований, базовые бюджетные ассигнования увеличены в 2020 году на 1 602 398,3 тыс. руб., в 2021-м – на 1 825 103,5 тыс. руб. и в 2022 году – на 39 397 517,5 тыс. руб.

Посмотрим на конечное решение главкома.

topwar.ru